Столичный велотрек в Крылатском
Велотрек в Крылатском — одно из наиболее ярких олимпийских сооружений Москвы. Его достоинства вытекают из гармоничного слияния архитектуры и конструкций или, иными словами, органичного выражения и раскрытия в архитектуре конструктивных идей. Именно эти качества и были отменены жюри конкурса основных спортивных сооружений Олимпийских игр, единодушно присудившим проекту первую премию, а позднее Государственная премия СССР по достоинству увенчала смелое творчество авторов и строителей, воплотивших его в жизнь.
Внутренние арки не имеют промежуточных опор и соединены между собой через 6,3 м фермами пролетом от 3 до 26 м. Фермы жестко прикреплены к аркам и связаны между собой балками, а по верхним поясам — горизонтальными связями.
Пространственные мембраны выполнены из стали толщиной 4 мм. Изготовленные на заводе рулоны раскатывались на весь перекрываемый пролет по направляющим полосам, расположенным с шагом 6,3 м. Направляющие соединены между собой прогонами из гнутых профилей, обеспечивающими стабилизацию конструкций при монтаже мембраны.
На ранних стадиях проектирования высказывались опасения, что столь большая «парусность» сравнительно легкого покрытия может привести при критических ветровых нагрузках к эффекту «выхлопа», когда подпор воздуха изнутри может вывернуть оболочку наружу. Однако расчеты на ЭВМ показали полную ветровую устойчивость покрытия за счет ее формы и достаточно большой собственной массы, достигающей 150 кг/м. Расход стали на мембранную оболочку (без контуров) 34,3 кг/м.
Свободно висящее металлическое покрытие, чутко реагирующее на колебания температуры (ожидаемое перемещение мембраны принято в 200 мм), породило ряд трудностей не только «геометрического» (все ограждающие конструкции не только криволинейные, но и разные по габаритам), но и чисто конструктивного порядка. Так, например, витражи галереи защемлены только внизу, а наверху, в месте примыкания к мембране пришлось проложить резиновую ленту, способную воспринимать температурные деформации мембраны.
Дальнейшая эксплуатация подтвердила не только высокий архитектурно-эстетический уровень сооружения в целом, но и надежность технических решений его отдельных элементов. Безукоризненная расчетная геометрия полотна в сочетании с высоким качеством исполнения, хороший микроклимат, мажорные интерьеры — сразу принесли сооружению известность как одному из самых «быстрых» и красивых треков мира. Здесь, на полотне из сибирской лиственницы, в споре самых именитых гонщиков родились многие мировые рекорды.
Добавить комментарий