Работы с напильником
Порядок занятий и самостоятельной работы обучающихся по изучению основных видов опиливания отражен в перспективно-тематическом плане. Основная задача упражнений — отработать способы опиливания широких и узких плоских поверхностей, сопряженных плоских поверхностей, а также криволинейных поверхностей при выполнении учебно-производственных занятий. В основе освоения этих видов опиливания лежат правильные приемы работы напильником.
Поэтому главная учебная задача мастера при проведении текущего инструктирования — добиться, чтобы каждый ученик прочно освоил и правильно применял в работе основные приемы, составляющие сущность работы напильником. Мы это подчеркиваем потому, что один из типичных недостатков при изучении этой большой по объему и разнообразной по характеру учебно-производственных занятий темы состоит в том, что многие мастера к третьему-четвертому уроку основной упор начинают переносить на производственную сторону деятельности учащихся, т. е. на качество выполнения учебно-производственных занятий учащихся, производительность их труда, упуская из своего поля зрения основную учебную задачу — обучение учащихся правильным приемам и способам опиливания. Такие мастера считают, что учащиеся в течение первых двух-трёх уроков освоили основные приемы, и формирование навыка теперь пойдет само по себе. Учащиеся же, не освоив еще, и не закрепив, как следует правильные приемы работы, начинают непроизвольно их искажать, «изобретать» свои, которые, по их мнению, быстрее приводят к требуемым мастером результатам. Так, многие учащиеся не соблюдают правил стойки, держания напильника; пытаются работать ребром напильника; опиливают, располагая напильник поперек детали, обхватив его обеими руками за рабочую часть; потихоньку от мастера снимают припуск на заточном станке, пытаются применять и другие, совершенно неправильные приемы, зачастую с молчаливого согласия мастера.
Все это, как правило, приводит к разрушению первоначально сформировавшегося умения, закреплению неправильных приемов и в результате такой «производственный уклон» пагубно влияет на общую профессиональную подготовку учащихся. Опытные мастера, не сдерживая инициативы и проявлений самостоятельности учащихся, борясь за качество работ и разумную производительность их труда, всегда на первый план ставят задачу формирования у учащихся прочных умений и навыков правильного выполнения приемов опиливания. Эта задача является ведущей в течение всего периода изучения темы, что в конечном результате приводит к высокому качеству работ учащихся и высокой производительности их труда.
Добавить комментарий