Работа ездовых балок
На основе выявленных при натурных испытаниях перегружателей особенностей действительной работы ездовых балок уточнены методика их расчета и требования к конструированию с учетом повышения их долговечности. Уточненная методика рассматривает ездовую балку как многопролетную неразрезную систему на упругоподатливых опорах, работающих совместно с главными балками или фермами моста. В результате расчленения сложного пространственного расчета на отдельные суммирующиеся этапы получена достаточно простая методика расчета. Внедрение мероприятий по совершенствованию конструктивной формы ездовых балок позволило увеличить долговечность металлоконструкций в 4-6 раз. Сведения по повреждению клепаных и сварных ездовых балок, примененных в типовых перегружателях решетчатой конструкции проектировки 1962 г., а также трубчато-балочной конструкции отсутствуют. Нормативными документами СНиП (1-23-81, СИ 200-62, РТМ 24.090.32-77 регламентируются расчеты местной стойкости стенок двутавровых и коробчатых элементов только с одним или двумя продольными ребрами жесткости. В РТМ 24.090.62-81 приведены указания по проверке местной стойкости элементов изгибаемых, сжатых и сжатоизогнутых многоребристых сплошностенчатых сечений с числом продольных ребер более двух.
Подкрановые и ездовые балки воспринимают нагрузку непосредственно от крановых или железнодорожных рельсов. Она действует в горизонтальной и вертикальной плоскости в виде системы перемещающихся сил значительной величины. Напряженное состояние, вызываемое действием этих нагрузок, является сложным, включающим компоненты напряжений от неровного изгиба, стесненного закручивания, а также от локального воздействия сосредоточенных сил и моментов. В результате усталостных испытаний установлено, что для балок среднего и легкого вариантов работы вертикальные ребра жесткости можно не приваривать к верхним поясам. Даны также предложения по снижению минимальной ширины ребер жесткости, что позволяет использовать в качестве ребер жесткости полосовую сталь шириной 90 мм.
Соответствующие рекомендации нашли отражение в новой главе СНиП. Ряд исследований, проведенных в последние годы, был направлен на снижение трудоемкости изготовления подкрановых балок. Были проведены исследования работы поясных швов, выполненных с требованиями полного или неполного провара шва. Показано, что усталостная прочность их отличается несущественно. Это послужило основанием для внесения в новую главу СНиП требования полного провара поясного шва только в балках под краны довольно тяжелого режима работы. В ряде случаев в балках для подвижной нагрузки поперечные ребра не привариваются к нижним поясам и длину ребра назначают несколько меньше, чем высота балки. Для повышения трещиностойкости стенок таких балок прикрепление ребер жесткости осуществляется по принципу рассредоточения мест обрыва (окончания) сварных швов, эффективность которых доказана экспериментально.
Добавить комментарий