Экспозиции «Трансформации города»
Улучшение качества уже существующей городской среды отражается и в экспозиции «Трансформации города»: особенного внимания заслуживает проект «Крапивна: Воскресение » (Мастерская экспериментального проектирования МАрхИ). В его основе — реконструкция посёлка с долгой историей, но депрессивной современностью. Подобная концепция сформулирована в проекте «Изумрудное кольцо планеты» Лаборатории ландшафтной архитектуры «Земун», посвящённом модернизации заполярных городов. Итак, строительство «отгороженных» пригородов для нового мидл-класса перестаёт быть актуальным. В центре внимания — разрушающиеся райцентры, моногорода и города-спутники, обладающие собственной самобытной культурой и исторически сложившейся предметной средой, которым необходимо дать новую жизнь.
Экспозиция с парадоксальным названием «Модернизация Модернизма» посвящена реконструкции общественных и жилых зданий и сооружений 1960 — 1970 годов. Ещё совсем недавно к «хрущёвкам» и «брежневкам» у нас относились не лучше, чем в Древнем Риме к Карфагену, однако расселение и снос типовой застройки оказался отнюдь не прибыльным проектом. «Модернизация Модернизма» демонстрирует европейский опыт реконструкции микрорайонов: в частности, это проект «Модернизация Плата», реализованный на территории бывшей ГДР, и многочисленные эксперименты с застройкой социалистического периода в Румынии и Сербии. Дипломный проект студентов МАрхИ «New Новые Черемушки» и проект «Микрорайон: Next Lfe» Анны Вишнич-Сергиенко — попытки творческого применения европейского опыта в российских городах.
Что ж, конец неолиберальной утопии стал серьёзным вызовом для архитектуры. Экспозиции в ЦДХ предлагают возможные ответы: стремление найти органичный баланс между исторической застройкой города и его новыми потребностями, гуманизация типовой застройки и промзон, создание новых объектов культуры и социальной индустрии (музеев, театров, школ) отодвигают на второй план амбициозные проекты новых жилых комплексов и небоскрёбы корпораций. Но главное — это осознание социальной ответственности архитектуры: не рассчитывая на государство и разочарованные в бизнесе, архитекторы обращаются к обществу. Архитектура больше не является поиском творческих и технологических решений для задач бизнеса: пришло понимание, что только комплексное решение социальных проблем обеспечит полноценное развитие города.
Добавить комментарий