Ахроматические контрасты
Ахроматические контрасты — это контрасты или тональные различия белого и черного цвета, а также между смесями черного и белого цветов (серыми цветами). Контраст белого и черного является самым сильным тональным контрастом, а между серыми цветами с близкими тональными значениями такой контраст будет гораздо менее выраженным. На схеме Манселла показана адаптированная система для студентов . На ней очень наглядно виден контраст белого и черного цвета. Существует также большой контраст между цветами N/ и N/2, а контраст между цветами N/ и N7/ или N3/ и N2/ гораздо менее выражен. В отличие от контраста цветов, существуют тоновые отличия между хроматическими цветами. Посмотрим снова на Рисунок 6, где показан разворот дерева Манселла. Хотя на всем развороте показан один и тот же цвет 5Y, существует большая тоновая разница между 5Y8/4 и 5Y4/4 и маленькая тоновая разница между 5Y8/10 и 5Y7/10. Если мы рассмотрим определение Манселла, значение Светлоты будет определять большую или маленькую разницу контраста. В нашем примере мы использовали один цвет — Желтый, но значение Светлоты в системе Манселла также определяет тональный контраст между двумя различными цветами, например 5YR8/2 и 5РЗ/8. Когда Вы тщательно изучите систему нотации Манселла, Вам не составит труда определить, сильно ли выражен тоновый контраст между этими двумя цветами или нет. Конечно, на этом этапе мы еще не рассматривали контраст цвета (собственно цветового тона).
Ахроматические контрасты широко применяются в мире искусств и дизайна, в штриховом рисунке ручкой или карандашом, литографии и фотографии, особенно в черно-белой фотографии. Без тонального контраста мы не смогли бы различать детали в фотографии, поэтому контраст очень важен.
Если мы оглядимся вокруг, мы увидим, что сама природа полна контрастов (различий), самыми наглядными из которых являются контраст между светом и тьмой. Мы увидим день и ночь, темные грозовые тучи на фоне светлого неба, яркую луну на фоне черного ночного неба. Мы увидим снег на темной коре стволов, светлые цветы на фоне темной зелени травы. Мы заметим контрасты твердого и мягкого: скалы на мягком песчаном пляже; камень и тропинки внутреннего дворика и мягкость лужайки; мягкость воды, которая ниспадает с тверди водопада. Горы контрастируют с лежащими внизу долинами, лес — с поросшими травой лугами, а тонкий молодой — со зрелостью взрослого дерева.
Все что мы видим в Природе — это контрасты, поскольку истинной однородности не существует. У каждого предмета есть, по крайней мере, длина и ширина. И что бы мы ни видели, это будет лишь контрастом одного предмета на фоне другого, т.е. контрастом между двумя или несколькими предметами. Если предметы близки по цвету, рисунку и фактуре, их будет очень трудно различить. Этот метод используется в армии, чтобы снизить контраст между танками или техникой и окружающим ландшафтом, чтобы потенциальному врагу было труднее их обнаружить. Этого эффекта достигают при помощи камуфляжной окраски или камуфляжной сетки, которую накидывают на технику, чтобы разбить ее контур и слить ее с окружающим ландшафтом. Если в каком-то здании есть безобразные трубы, обычно их тоже камуфлируют. В таких случаях трубы красят тем же цветом, как и стену, на которой они расположены — и все для того, чтобы спрятать их. В обоих рассмотренных случаях стоит задача устранить контраст. Таким образом, знание контрастов важно для дизайнера интерьеров.
Добавить комментарий